Церковь Покрова на Нерли

Как добраться до церкви Покрова на Нерли: из Владимира по Большой Нижегородской улице до Боголюбово. В Боголюбово перед железнодорожной станцией есть бесплатная парковка. Чтобы дойти до церкви, нужно перейти железнодорожные пути по мосту, и после по единственной выложенной плиточкой тропинке идти через Боголюбовский луг к церкви.

gps координаты: парковка 56.196111, 40.541238, церковь 56.196269, 40.561422

Что включить в маршрут: в двухдневную поездку по Владимирской области мы включили Муромцево, Судогду, Владимир, Суздаль и Юрьев-Польский. Но нужно учитывать, что это возможно только при длинном световом дне, зимой маршрут придется сократить.

 

Культовые памятники архитектуры, спору нет, смотреть сложно. Толпы туристов, сувенирная суета, под завязку забитые автобусы со школьниками, очередь на вход — попробуй тут ощути историю. Сложно — но можно. Только выбираться для этого надо с утра пораньше. Пока все туристы еще пребывали в ближайших Владимире-Суздале,  мы уже видели перед собой безлюдные заливные прицерковные луга Покрова на Нерли, на которых еще держался утренний холод.

История Церкви Покрова на Нерли представляет собой бесконечное поле профессиональных баталий. Так или иначе, белокаменный 1165 год —  мало что есть у нас древнее. Археологически доказано, что изначально все выглядело совсем не так. Когда церковь основал Андрей Боголюбский в память о погибшем в битве с булгарами сыне Изяславе, вокруг постройки вроде бы шли галереи, церковь выглядела крайне пышно, стояла на слиянии двух рек, купол был шлемовидный, да еще и позолоченный, а внутри все было покрыто росписями. Вроде бы – потому что если с куполом все относительно сошлись в мнении, то вопрос о том, действительно ли там были галереи, остается открытым. Росписи и часть настенного рельефа сбили в XIX веке, купол переделали тогда же, а вот когда реки изменили течение, так сходу не скажешь. Другое дело, что для того, чтобы влиться в пространство, это даже не так важно.

Теперь церковь открыточно отражается в старице, а Нерль и Клязьма текут за ней. В заросшем по краям русле привязана старая лодка. За церковью виднеется маленький белый домик церковного смотрителя с разноцветными ящичками крошечной пасеки рядом (можно купить баночку меда). Этот же смотритель — а вернее, пожилая смотрительница — выйдет с ключами и откроет церковь первым посетителям, даже если они намного опережают туристический поток. Поскольку внешний рельеф со львами и птицами, которые слушают царя Давида, был отреставрирован совсем недавно (впрочем, аккуратно), внутрь заходить немного страшно —вдруг новодел. Но внутри — только аскетично белые стены, чистая глубина купола и архитектурное совершенство. Если бы не линия электропередач, жутким образом пересекающая вообще-то охраняемый луг, едва ли можно было бы точно утверждать, какое время на дворе. Абсолютный застывший XII век.

И вот тут-то ты начинаешь понимать строптивого князя Андрея Боголюбского, который взял и решил, что не хочет он править и жить в Киеве. Что ему нужны вот эти заливные луга, где на слиянии рек будет стоять белокаменная церковь, а далее открываться вид на такой же белокаменный монастырь и церкви Владимира. Именно в этом порядке прибывающие корабли видели впервые то, что потом стало называться Владимиро-Суздальским княжеством. Пусть даже легенда впоследствии перенесла волевое решение на коня, который просто отказался везти Андрея дальше.